воскресенье, 10 февраля 2013 г.

соотношение позитивной и нормативной теории

Респондентам было предложено ответить на вопрос о частном ростовщичестве, исходя из следующих вариантов ответов:

      На схеме показано, что социум порождает архитектуру системы, путем выстраивания социальных взаимосвязей, за счет чего образуется системообразующий фактор. Его появление создает необходимость в правовом акте, то есть формальном описании взаимодействия в системе и появляется уже формальный механизм взаимодействия, и обходящие его незаконные действия в системе. Все это в итоге становится целостным механизмом, живущим во времени и пространстве.

Схема  1. Организация деятельности экономической системы

С теоретической точки зрения было обосновано предположение о специфике взаимодействия позитивной и нормативной экономических систем, как показано на схеме 1.

      Требуется оговориться, что представленная в исследовании выборка не может быть репрезентативна относительно численности тех или иных верующих и не верующих в социуме, так как целью ее построения является репрезентация отношения верующих к предлагаемым вариантам экономического поведения, и сохранности или представленности анализируемых факторов в подвыборках представителей верований.

О – это оккультисты, то есть люди, занимающиеся или занимавшиеся на курсах магии, спиритизма, оккультизма, представители верований такого рода, открыто исповедующие веру в магические силы и прибегающие к обрядам и заклинаниям регулярно.

НРД – представители нетрадиционных религиозных движений, то есть, например, пятидесятники, представители церквей РОСХВЕ, адепты культов различного происхождения, сайентологи, кришнаиты и представители прочих малочисленных религиозных организаций.

       Отношение к фактору частного ростовщичества изучалось исходя из следующего вопроса – считает ли респондент частное ростовщичество, которое присутствует в виде ломбардов, небанковских финансовых организаций, выдающих деньги под залог имущества или в качестве подмены кредита за товар, оформляемого по подложным данным, что в настоящее время характерно для России. Всего было опрошено 1054 человека. Опрашиваемые подразделялись по вероисповеданию таким образом: И1 – ислам первого типа, то есть верующие, исповедующие ислам и соблюдающие обрядовую часть вероисповедания в точности с предписаниями, И2 – ислам второго типа, то есть исповедующие ислам, но не соблюдающие обрядовую часть вероисповедания. П1 и П1 – соответственно, исповедующие православие, разделенные по тому же принципу. А – атеисты, которые исповедуют безбожие открыто и придают этому значение в своем мировоззрении. БВ – безверующие, то есть лица, не придающие вере в своем мировоззрении сколько-нибудь значимой роли.

       В рамках исследования исламского бизнеса в мировой экономической системе мы пришли к выводу о необходимости изучения явлений воспроизводства элементов исламской экономической модели посредством частного ростовщичества.

      Следует предположить, существует потребность в практической необходимости создания банковских услуг, адекватных запросам продуктивной части населения, и методов закономерного вытеснения частного теневого ростовщичества, как это сделано в исламской экономике, но стоит и учитывать, что  прямое копирование методов исламской банковской системы в Россию возможным не представляется.

       Но включенные в саму модель элементы экономического поведения, выбора метода не хозяйствования в целом, а договорных, финансовых, общественно-значимых элементов все равно будут проявляться на практике. Начало исследований экономического поведения в связи с типом религиозности  было положено М. Вебером, в работе «Протестантская этика и дух капитализма» (Вебер, 1990), далее продолжено Г. Хофстеде (Hofstede, 2000), и на сегодняшний день развивается, но пока не имеет специфического, выделенного метода.

         В позитивной экономике, то есть экономике бытующей на практике, нередко воспроизводятся механизмы экономического поведения, свойственные мировоззрению социума, населяющего ту или иную территорию. Законотворчество в области экономики, таким образом, может или учитывать особенности и специфику позитивной (бытующей) экономики, или пытаться ее изменить в силу своей  стратегической линии, которая может не включать в себя общую идею той или иной религиозной экономической модели.

        Keywords: Islamic business, RIBA, religious economic factor, positive economics, usury.

        This article contains the results of the exploratory research on attitudes towards private usury as the phenomenon of positive economics. The study was conducted as part of writing a doctoral thesis on Islamic business. Study of the phenomena of reproduction of elements of the Islamic economic model in the Russians depending on religion, as the causes of religious economic factor, it will be interesting to practitioners involved in the planning of bank services, adequate demand productive segment of the population, and methods of objective crowding out the private shadow usury as implemented in the Islamic economy.

INTERACTION BETWEEN THE ELEMENTS OF THE POSITIVE AND NORMATIVE ECONOMICS PERCEIVED ATTITUDES ABOUT PRIVATE USURY IN ROSSIAN

        Ключевые слова: исламский бизнес, риба, религиозный экономический фактор, позитивная экономика, ростовщичество.

         В статье изложены итоги части практического исследования, характеризующие отношение населения к частному ростовщичеству, как к явлению позитивной экономики. Исследование проводилось в рамках написания докторской диссертации по тематике исламского бизнеса. Изучение явлений воспроизводства элементов исламской экономической модели в представлениях россиян в зависимости от вероисповедания, как причины наличия религиозного экономического фактора, будет интересно практикам, занимающимся планированием банковских услуг, адекватных запросам продуктивной части населения, и методов закономерного вытеснения частного теневого ростовщичества, как это реализовано в исламской экономике.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПОЗИТИВНОЙ И НОРМАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В БЫТУЮЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О ЧАСТНОМ РОСТОВЩИЧЕСТВЕ В РОССИИ

Взаимодействие элементов позитивной и нормативной экономики в бытующих представлениях о частном ростовщичестве в России

Современное искусство Экономики

Комментариев нет:

Отправить комментарий